Шахматы


Информация по шахматам

Шахматы - это популярная настольная спортивная игра для двух человек. Шахматная партия начинается с расстановки 32 фигур на доске, разделенной на равные черно-белые квадраты в количестве 64. У каждого игрока в распоряжении находятся 16 фигур: восемь пешек, два слона, две ладьи, два коня, ферзь и король. То есть набор фигур у каждого игрока одинаковый, отличие лишь в цвете - один играет белыми, другой черными.

  1. История шахматной игры
  2. Шахматные фигуры
  3. Рокировка
  4. Начало игры
  5. Шахматная стратегия
  6. Эндшпиль
  7. Интересный факт

В шахматы играют уже больше тысячи лет. Люди всегда считали шахматы игрой, развивающей логику и фантазию. Чем больше узнаешь об этой игре, тем чаще выигрываешь и тем более красивые победы одерживаешь.

Основные правила: в шахматы играют двое, один ведет в бой белую армию, другой - черную. Белое войско всегда начинает сражение, затем черные и белые ходят по очереди. Главная цель игрока - захватить короля противника. Когда одна из фигур угрожает королю, она объявляет ему шах. Если король не может себя обезопасить после объявленного шаха, войско этого короля проигрывает - это называется мат. Когда объявлен мат, игра заканчивается. Таким образом каждый игрок стремится поставить мат королю противника.

Еще одно правило: в шахматах ни одна фигура не может встать на поле, если на нем стоит фигура того же цвета. Но если белая фигура встанет на поле, где стоит черная, то последняя снимается с доски и наоборот. Это называется захват или взятие, например, говорят "белый слон взял черную пешку". Это означает, что слон встал на место вражеской пешки, убрав ее с шахматной доски. Потерянные фигуры могут вернуться в бой благодаря пешке.

История шахматной игры


Во втором веке до нашей эры в Китае играли в похожую на шахматы игру. В ней впервые появились персонажи реального китайского войска - боевые слоны, солдаты, конница и генералы. Но исследователи считают, что шахматы родились в Индии в пятом веке. Тогда они носили название чатуранга. Из Индии игра попала в Персию, где правила подверглись изменениям. В персидских шахматах использовались те же фигуры ис той же расстановкой, что и в современной игре.

В Европе шахматы появились в девятом веке. В 1283 году вышла первая книга по шахматам под названием "Книга игр". Написал ее испанский король Альфонс X. В книгу вошли загадки и головоломки. Первая же задокументированная партия состоялась в 1475 году, она была сыграна между испанцами - благородных кровей Франческо ди Кастеллви и чиновником Нарциссо Виньялесом. Кастеллви поставил сопернику мат за 21 ход.

Правила игры в шахматы окончательно сформировались в 15 веке. Именно в это время пешкам разрешили первым ходом двигаться через одну клетку, а слону и ферзю убрали ограничение на пересечение количества полей. К 18 веку шахматы в Европе стали очень популярны. Шахматисты встречались в кафе, вызывали друг друга на поединки, обсуждали теории игры. Большинство встреч проходило в Лондоне и Париже. В знаменитом парижском "Café de la Régence" в шахматы играли Дидро, Вольтер, Руссо, Филидор и даже Наполеон. Однако турниры начали проводиться только в 19 веке. Сильнейшим шахматистом того столетия стал немец Адольф Андерсен. Но первым официальным чемпионом мира по шахматам стал уроженец Праги Вильгельм Стейниц. В течение 30 лет ему удавалось отстаивать этот титул, пока в 1894 году его не победил немец Эмануэль Ласкер.



Шахматные фигуры


Пешка - низшая по рангу фигура. В черном и белом войсках их по восемь штук и занимают они передовую линию, заслоняя собой более сильные фигуры. Пешки ходят только вперед на одну клетку поля, но в первый ход пешка может сделать ход на две клетки вперед. Атакует же пешка по диагонали, но только впереди стоящие фигуры. Важной особенностью пешки является ее возможность превратиться в любую другую фигуру, если довести пешку на другой конец доски. Таким образом в одном войске может оказаться, например, несколько ферзей.

Пешка - душа шахмат, только пешки создают атаку и защиту, от их хорошего или плохого расположения целиком зависит победа или поражение.

Франсуа Андре Филидор, знаменитый французский шахматист 18 века.

Ладья (или тура) - шахматная фигура, которая ходит по вертикали или горизонтали на неограниченное количество полей. Перед боем ладья выставляется по углам доски. Если вражеская фигура стоит на пути туры, то ладья ее снимает с этой клетки, занимая данное расположение.

Слон (или офицер) - принцип передвижения схожий с ладьей, только двигается слон по диагоналям. Один офицер двигается по белым, второй по черным диагоналям.

Конь - передвигается буквой Г, то есть на два поля по вертикали или горизонтали, а затем перпендикулярно еще на одно поле. Важной особенностью коня является возможность перескакивать через стоящие на пути фигуры, даже вражеские. Атака при этом происходит только на те фигуры, которые стоят на поле, на которое конь прыгает. Эффективнее всего использовать коня в центре поля, где данная фигура контролирует сразу до восьми клеток. Такая ситуация называется "конским кругом". Еще одним прекрасным качеством коня является возможность поставить под удар сразу несколько вражеских фигур.

Ферзь - самая сильная фигура шахматного войска. Начальная позиция рядом с королем. Передвигается как вертикально, так и по диагоналям на неограниченное количество клеток.

Король - главная фигура по рангу, но не по силе. Передвигается в любом направлении, но только на одну клетку. Важно помнить, что черный и белый короли всегда соблюдают дистанцию и не могут приблизиться к друг другу.

Рокировка


Рокировка - это особенный манёвр в шахматной игре, который совершается королём и ладьей. Это единственный случай, когда две шахматные фигуры делают ход одновременно. Во время рокировки король ходит на две клетки в сторону ладьи, которая перемещается на соседнее с королём поле, но по другую сторону. Короткой рокировкой называется тот ход, когда рокировка происходит на королевском фланге. Длинной - если на ферзевом фланге. Рокировка - очень полезный прием как для защиты, так и для нападения. Чтобы совершить рокировку, необходимо соблюсти несколько условий - ни король, ни ладья до рокировки не должны ходить; между ними не должно стоять препятствий: королю не должны объявить шах до совершения манёвра.

Начало игры


Позиция шахмат в начале

Игра в шахматы делится на три части. Первый период называют дебютом, затем идет миттельшпиль (середина) и эндшпиль (конец игры). Во время дебюта оба войска строятся друг против друга, как показано на рисунке справа. Дебют длится в течение десяти ходов, если не брать в расчет игру не равных по силе соперников, когда мат может состоятся и через два хода. Во время дебюта необходимо поставить свои фигуры на наиболее выигрышные места.

Множество книг посвящено теории дебюта, так как дебют - самая важная и самая сложная часть игры в шахматы. При этом основные правила здесь очень просты. Главное - отправить в бой как можно больше фигур. Всегда стараться занять своими фигурами центр шахматной доски, не забывая о поддержке и защите шахматами друг друга. Побыстрее обезопасить короля рокировкой. Если о ней забыть, то король останется стоять в центре, где его легко атаковать, а ладья будет не в силах помочь. Мастера шахматной игры чаще всего начинают партию с хода пешкой, стоящей либо на линии d, либо на e линии.

Шахматная стратегия


Стратегия - дорога, ведущая к победе. Суть стратегии - выстроить такую комбинацию, когда сразу несколько фигур могут совершить удачный манёвр. Главный принцип правильной комбинации - использовать слабые места в позиции противника. Во-первых, надо найти эти слабые места. Во-вторых, продумать результативную атаку в эти места. Если комбинация будет удачной, соперник не сможет парировать твою атаку.

Эффективная комбинация преследует две цели: поставить мат противнику или создать для своего войска преимущество, ведь материальное преимущество над соперником - один из залогов победы. Материальное преимущество можно приобрести следующими способами. Во-первых, двойным захватом: надо за один ход поставить под угрозу сразу две фигуры противника. Соперник не может спасти сразу двух своих воинов. Во-вторых, угрожая королю противника и одновременно другим его фигурам. Таким образом, соперник вынужден будет бросить всё, спасая шкуру короля. В-третьих, нарушая связи между фигурами и пешками противника. Без поддержки позиции соперника становятся слабыми.

Эндшпиль


Судьба всей парии решается в эндшпиле. Правила эндшпиля возникли в давние времена. Шахматная теория всё время предлагает новые варианты дебютов и комбинаций. Особенно это актуально сегодня, когда в шахматах участвуют компьютерные программы. Но законы эндшпиля неизменны уже больше века. Игра переходит в эндшпиль, когда на доске остаются лишь короли и несколько фигур. Однако далеко не всегда в эндшпиле выявляется победитель, так как существуют патовые ситуации. Пат - это положение, когда сторона, которая должна ходить, не может этого сделать, при этом шах не объявлен. Таким образом объявляется ничья. Партия также заканчивается ничьей, если на доске остались два короля или если у одного из игроков есть еще одна фигура, кроме короля. Эти пары называются беспомощными: король и конь, король и слон. Двух коней тоже не достаточно для того, чтобы поставить мат противнику.

Интересный математический факт


После первого хода с каждой стороны, в игре насчитывается 400 возможных сценариев продолжения игры. После второго хода игроков - 72084 варианта развития событий. А после третьего уже более 9 миллионов. Более 318 миллиардов возможных действий после четвертого хода. Но и это еще не самая страшная цифра - ученые высчитали, что первые десять ходов можно сыграть по-разному в количестве 169 518 829 100 544 000 000 000 000 000. Самая длинная партия, в которую можно сыграть, состоит из 5949 ходов.

Вернуться к оглавлению